|

Каково предназначение философии?

Определение философии обычно дается в такой форме – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Это верное, но туманное определение, потому, что в значительной степени не затрагивает ее значимость для самого человека, тогда как все более предметом философии становятся наиболее актуальные связи в системе «мир - человек», и раскрытие "для человека" смысла существования "самого человека" в этом "мире". Человек ищет свое место в этом "мире" и философия становится компасом в этом путешествии и инструментом самосовершенствования.

Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытие), гносеология (учение о познании), человек и общество.
Особенность философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Функции философии:

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии, имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Прогностическая функция философии, которая заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии.

Аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Но прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно его "удостоверить".

Воспитательно-гуманитарная функция — философии должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии особенно в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации»,  и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

Подводя итог, еще раз определим природу и назначение философии, обратившись к высказываниям великих, которые, образуют известную гармонию.

Грек Платон в своих диалогах "Федон" и "Федр" вкладывает в уста Сократа размышление о том, что под воздействием философии душа человека очищается и человек "становится подлинно совершенным".
Француз Монтенъ видит конечную цель философии в добродетели.
Англичанин Гоббс считает, что недостаток философии причиняет много страданий, "назначение философии заключается, таким образом, в том, что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ".
Немец Гуссерль формулирует бесконечную задачу философии как "функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей также все идеалы и всеобщий идеал, т.е. универсум всех норм".
Русский В.С.Соловьев видит назначение философии в стремлении "к духовной цельности человеческого существования".
С ним согласен другой наш соотечественник Н.А.Бердяев: философия есть часть, опыт, акт жизни, значение которого выступает как "творческий прорыв к смыслу бытия".
Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризует философию как "последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно".