|

Логика Нового времени: Я. Коменский

Чешский педагог-гуманист Я. Коменский (1592-1670) по философским взглядам стоял на позициях, близких к материалистическому сенсуализму. Источником познания действительности Я. Коменский считал чувства, разум, веру. Он различал три ступени познания — эмпирическую, научную и практическую. Считая, что мир познаваем, Я. Коменский исходил из того, что познаваемы и все явления, которые связаны с педагогическим процессом, выражал уверенность в возможности управления им. Ученый писал, что для разума человека нет преград, что он способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательность и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали не отрывочные сведения, а прежде всего систему знаний. Большое значение в педагогическом процессе чешский педагог придавал логике. Он стремился дать учащимся знания правил умозаключений, подкрепляя их яркими жизненными примерами, старался совершенствовать логическое мышление учащихся, анализируя дискуссионные проблемы этики, математики, физики и других наук. Я. Коменский широко использовал в педагогической деятельности такие логические методы познания, как анализ и синтез, обобщение, сравнение и др.