|

Античная философия

Хотя множество знаний греками было почерпнуто у восточных соседей (шумеров, египтян и т.д.), они сумели эти знания сделать "размышлением о вещах" с самоценным характером: само удовольствие от познание заставляло ранних мыслителей испытывать к этому процессу непреодолимую тягу, таким образом, утверждая в исторической перспективе "культуру мышления", некий универсальный продукт человеческой жизни, утверждающий неоспоримое отличие человека от животного мира. До этого, "производство знания" оставалось побочным продуктом либо помогающим в выживании, либо используемое для утверждения  социального статуса. Новое отношение к способности мыслить о вещах было закреплено словом "философия".

Слово «античный» от лат. antiquus и означает «древний», т.е. «античная философия» — философия «древняя», некая совокупность теоретических, эстетических и этических представлений Древней Греции и Древнего Рима. Слово φιλοσοφία (гр.), букв. «любовь к мудрости». Мудрость греками понималась как знание совершенное и достаточное. То, что термин собран из слов разных языков, указывает, что он возник в Риме и выражал уважительное отношение поздних римских философов к греческим основателям данной науки.

Философия для древнего грека начинается с удивления, подогревается любопытством, проходит через туман сомнения и завершается загадкой. «То, что известно, известно не многим», — из «Поэтики» Аристотель. Философское удивление вызывают как вещи обычные, так и, казалось бы, общепонятные: закон, красота, добродетель, порядок, нрав, справедливость, судьба, бог, душа, мышление, мироздание и т. д. Специфичная уникальность античной философской традиции заключается в том, что в ней все, что становилось предметом изучения впервые были осмысленны в своей полноте, т. е. последовательно были представлены как проблема, как понятие и как ценность. Этот процесс всестороннего осмысления мира, природы, и человека происходил в Античности как бы в двух измерениях:

  • в рамках всей философской традиции вообще (здесь достаточным будет упомянуть «проблемный подход» архаики, «понятийный» — аттической классики, «ценностный» — эллинизма)
  • и в пределах отдельного единичного поколения философов.

То, что одним философам виделось загадкой и чудом, для других имело статус понятного и несомненного, чтобы снова утратить свою очевидность и порождать  удивление с новой силой. Многообразие философских теорий, точек зрения и представлений - характерная черта греко-римской традиции философии. К числу наиболее характерных особенностей античной традиции философии относятся также:

а) установка на разумное («рациональное») постижение природной взаимосвязи вещей;
б) тесная сопряженность философского опыта с опытом эстетическим: в основе практически всех философских учений античного мира лежит представление о совершенном, прекрасном, разумном устройстве космоса (мироздания), а стремление к совершенству объявляется целью всех философских занятий по существу;
в) разнообразие и нестабильность понятийного аппарата: философская и научная терминология в Древней Греции в постоянном движении и осмыслении;
г) приоритет универсального над единичным: отдельная вещь, человек, индивид в античной традиции философии всегда только «частный случай» проявления общего — рода вещи, миропорядка, закона, полиса (государства) и бытия.