|

Предвидение, прогнозирование

Предвидение - категория теории познания в философии, специальное понятие и категория в бихевиористике как общей теории поведения биологических и социальных систем, в философской и биологической антропологии, в темпорологии, психологии и социологии, этологии, историософии, в прогностике, кибернетике и информатике, в др. науках. К ней по смыслу ближе всего понятия прогноза и предположения. Родственны П. понятия пророчества, прорицания, предсказания, предвосхищения и др. П. – непосредственно предмет анализа и инструмент построения выводов и рекомендаций в футурологии как науки о будущем. Это же относится также к научной прогностике. П. образует важнейшую часть предмета и инструментария теорий управления, операций и принятия решений, экономических теорий, техникознания и др. Оно - необходимая часть человеческой практики и жизни вообще. Человек в своих ожиданиях и планах, «заглядывая» в будущее в своей обычной жизни, все время колеблется в диапазоне от пессимизма и совершенного отчаяния (алармизма) до полной уверенности в самом благоприятном для него исходе событий настоящего и будущего (принцип надежды, абсолютный оптимизм). Любопытно, что в «Толковым словаре русского языка» С.Н.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (1993) нет ни отдельной статьи, ни разъяснений о понятии П.
Онтологическая основа П. - наличие предшествующего и настоящего (бытия), общая активность объектов и, в частности, бихевиоральных систем в пространстве и времени, наличие у них свойств и состояний с их характеристиками, детерминация явлений действительности, диалектика возможного, действительного и невозможного, самодействие и взаимодействие. У бихевиоральных объектов разного рода, у человека, в частности, – действие феномена надежды, способности к реконструкции и планированию возможного, к рефлексии и саморефлексии. П. по сути - конкретное проявление у данных систем поисковой активности, избирательности, целеполагания, выбора и опережающего отражения действительности. У человека оно сопряжено как с субъективным ощущением неполноты, зыбкости и неопределенности своего существования в данный момент времени, как с элементами страха, алармизма, так и с надеждой, с поисковым действием, направленным в прошлое, настоящее и будущее, с продуктивным воображением и фантазией. П. опирается всегда на относительно полное знание прошлых и настоящих потенций, способностей, характеристик, ресурсов и условий - как у себя, так и у других.
В рамках темпорологии П. – это субъективное отражение прошлого, настоящего и будущего, а с точки зрения оптимологии – это мыследействие, направленное на оптимизацию настоящего и реализацию человеческих устремлений к лучшему, оптимизированному будущему.
Различают виды П. по характеру деятельности и знания. Ими будут, например, П. обыденное, религиозное и магическое (как пророчество, прорицание и др.). Это также техническое, экономическое, естественнонаучное, научное вообще, философское, социальное, политическое П. и др. Можно различать помимо рассмотренных выше виды П., например, по параметру времени – краткосрочное и долгосрочное П. Когда горизонт предвиденных событий и состояний рано или поздно становится доступен проверке и измерению, тогда П. подразделяют на: а) точное П., б) приблизительно точное, в) неточное (и маловероятное). Степень точности и достоверности научного и обыденного П. могут мало различаться в случаях, когда П. осуществляется одаренными экстрасенсами, такими как знаменитая Ванга. Её прогнозы чаще всего превосходили то, что сегодня может предложить социология, статистика и политология. Однако существуют и прогнозы маловероятные и невероятные.
К философским проблемам П. относятся гносеология и логика П. и прогноза, соотношение между П. и гипотезой как методом познания, законом, в частности, с опережающим отражением действительности в рефлексии бихевиоральных систем и человека (в его сознании). Элементы научного П. и прогнозирования существовали уже в античной науке. Примером их может служить предсказание Фалесом в 585 г. до н. э. затмения Солнца. В религиозных учениях прямое отношение к общей идее П. имеет провиденциализм, который состояние будущего на Земле считает предопределенным волею Бога, где планом Божьим предусмотрено и спасение человека, а исторический процесс (по Августину Блаженному) это путь к «царству Божьему». В истории были профессиональные прорицатели вроде графа Калиостро и Нострадамуса. В классической науке 17-19 вв., в рамках механической парадигмы Галилея-Ньютона с её жестким детерминизмом, считали, что знание механических законов полностью раскрывает возможность идеального по полноте и адекватности П. и предсказания всех будущих событий на любом отрезке времени и в любом месте. Знаменитый «демон Лапласа» (идеальный математик, придуманный знаменитым французским ученым П.Лапласом, ум. 1827 г.) мог бы решить в кратчайшее время все необходимые для этого уравнения. Заметим, что с точки зрения математических возможностей, описываемая парадигма вместе с «демоном Лапласа» являются предельной и наиболее совершенной формой для решения задач П. и прогнозирования. Все остальные – это лишь паллиативы такой абсолютной, предельно точной и исчерпывающей формы для П. и прогноза Развитие термодинамики, статистической физики и физики микромира вместе с созданием аппарата и законов квантовой теории в 20 в. привели науку к идее вероятностного детерминизма.
К социальному П. относятся различные историософские концепции перспектив развития общества 18 - 20 вв. (например, провиденциалистский циклизм итальянца Дж.Вико, ум. в 1744 г.), социалистов-утопистов, цивилизационно – культурологические (К.Н.Леонтьев, О.Шпенглер, А.Тойнби в 19 - 20 вв. ) и формационные (например, в марксизме) концепции. В России в 19 веке удивительные по проницательности социальные прогнозы были высказаны А.И.Герценом и К.Н.Леонтьевым. Все это повлекло за собой коренное изменение взглядов на возможности П., включая социальное П. и прогнозирование, которые начали развивать успешно в 20 в., начиная с работ П.Сорокина и др. в социометрии и статистическом анализе, мониторинга эволюции объектов исследования и др. на основе вероятностных методов и достижений вычислительной техники. Хорошо известны прогнозы будущего, сформулированные знаменитым «Римским клубом», Фукуямой и др. Тем не менее, долговременный экономический, финансовый и социальный прогноз и П. все еще остаются головной болью в сферах управления обществом и в политике. В нашей стране в 20 веке эти вопросы активно исследовали И.В.Бестужев-Лада, В.Г.Виноградов, А.М.Гендин, С.И.Гончарук, А.Г.Никитина, А.С.Панарин и др., за рубежом Дж.Мартино, Э.Янч и др. Панарин, в частности, интерпретировал прошлое (в жизни общества) как фазу вызовов настоящему и будущему, а будущее как отклик на него, как реплику, интерпретацию. Подобный подход к П. несомненно продуктивен и перспективен.
Различаются определенные формы или виды П. Среди них: 1) П. как цель и как поисковая задача (как, например, при планировании деятельности и т.п.); 2) деятельность и действия по поиску смысла и содержания прошлого, настоящего и будущего для определенного объекта или их группы; 3) результат этой деятельности в виде гипотетического по форме суждения об этом для них в виде описания и объяснения; 4) внутренний постоянный психический регулятор деятельности человека; 5) необходимый постоянный регулятор жизнедеятельности и функционирования бихевиоральных систем разного рода, человеческих групп, сообществ, организаций, государств, общества вообще; он существенно влияет на оценки настоящего в формах морали, нормах права, в общественных идеалах и т.п.; 6) специфическая способность бихевиоральных систем и, конечно же, человека формировать не только эмоциональные переживания, но и (у человека) рассудочные, рациональные (в принципе – неполные и вероятностные) суждения - оценки насчет ожидаемого будущего или просто неизвестного; 7) функция и свойство всех бихевиоральных систем, которая обеспечивает их успешное существование и жизнеспособность в пространствах возможностей и запретов, а также возможных действий. Можно выделить еще какие-то формы П. Все они вместе проясняют вероятность какого-то итога действий и деятельности агента, субъекта.
Как чувство и представления, П. могут превратить простое ожидание будущего в уверенность, что нечто индифферентное, желательное или нежелательное имели место, они есть сейчас или наступят рано или поздно - с необходимостью. Фактически, интерес к П. направлен в пространство возможностей, в том числе для экзистенции (благ, возможных условий жизни, существования) и для действий, деятельности вообще (в пространстве возможных действий). Собственно говоря, перед нами два вида единого пространства. Представим их, как это делают в математике, в виде совокупностей точек, отображающих все возможные состояния, условия и действия. Будем учитывать их значения с учетом времени в форме значений 0, (+) и (–). Они таковы с точки зрения субъекта деятельности, который может это сделать под углом зрения своих шкал ценности. Время должно быть взято как существующее изменение. Тогда, формально, все возможные состояния разместятся на плоскости в каком-то из квадрантов. Субъект деятельности должен быть взят обобщенно, а не как только индивид. Тогда - для чистого пессимиста - все траектории событий целиком разместятся в третьем квадранте; для чистого оптимиста целиком в первом. Для впавшего в атараксию, безразличие субъекта эти траектории не реализуемы и останутся в точке 0, не выйдут никогда за его пределы. Для субъекта деятельности с обычным здравым рассудком (то есть в норме) такие траектории разместятся в том и в другом квадрантах, так как его оценки будут содержать значения (в виде точек пространства) от нацело нулевых до нацело положительных. Для субъекта-алармиста, как это скоро обнаружится в его оценках и ожиданиях, будет слишком много точек (с позиций нормы) со знаком (–) вблизи (по времени) и дальше. По его мнению, количество последних, их частота, а также плотность в дальнейшем будут расти до максимума и, наоборот, убывать возле точек со знаком (+). При этом, “алармист-в-норме” не станет отрицать в то же время наличие точек со знаком (+), но, дальше, для него все станет “чернее” от количества точек со знаком (–). Заметим, что современная наука располагает уже эффективными средствами анализа сложных многопараметрических систем. К ним относятся прикладная теория нечетких систем, паранепротиворечивая логика, теории управления, статистика, экспертные оценки и др.
Можно выделить два вида П. социального и любого вообще: (1) П. по поводу тактики человека, субъекта деятельности вообще в их повседневной деятельности в рамках наличного бытия и окружения. Это своего рода “П. сейчас”, исчезающее вслед за исчезновением наличных и возможных благ, экстремальных ситуаций и риска, касающихся субъекта деятельности. Этот прогноз побуждает человека здесь и сейчас к ответным реакциям (в духе обрисованного выше) на все на это, в том числе на мнимые блага и т.п. Он толкает к действиям в духе защиты, самозащиты, кооперации, поддержки (и поиска союзников), приспособления, а также агрессии, атараксии, выжидания и т.п. (2) П. по поводу стратегии субъекта деятельности (агента) по отношению к среде и к себе. Перед нами П. завтра, по поводу будущего. Оно может быть относительно дифференцированным (как и предыдущее) по многим параметрам, иерархично и преходяще в связи с самой историчностью, вообще также в связи с лабильностью человека как родового существа. Аналогичным образом можно дифференцировать групповое и социальное П. Модели поведения сообществ, предлагаемые сегодня учеными, прямо повторяют основные особенности индивидуальной психологии и поведения.
Подчеркнем, П. – это одно из основных способностей разума, чувств, интуиций, настроений человека. При этом у всех бихевиоральных систем существует тройственная шкала ценности прошлого – настоящего – будущего. В ней, как правило, прошлое менее значимо, чем настоящее, потому что прошлого уже нет, а будущее более весомо чем прошлое, но не на столько, как настоящее. В конкретных условиях существуют различные отклонения из этого правила, связанные с субъективным пониманием всего этого комплекса, а также с ситуативным и конкретным восприятием действительности. В этой шкале само П. занимает по весу второе место после настоящего как актуального бытия. В этой связи можно сослаться на исследование этой проблемы в книге Дж.Раза, посвященной отношению людей к ценности чего-либо вообще и приверженности их к ним в рамках шкалы предпочтений. Роль П. в обществе резко актуализируется в случае одной неудачи или их серии в ходе реализации целей в условиях кризиса, серии частных катастроф, стимулируя повторные попытки П. ради достижения искомого результата.
У человека есть знание объективных причин и механизмов окружающих событий, собственных потенций и ресурсов, наличие рационального и эмоционального опыта как пережитого прошлого и настоящего при сходных обстоятельствах, а также знание соответствующих условий. В психологии они обозначаются термином «акцептор результатов действия», который в 1955 г. ввел П.К.Анохин. В информационном смысле этот акцептор суть «информационный эквивалент результата», извлекаемый из памяти в процессе принятия решений и «опережающего отражения действительности». В случае отрицательного результата такой субъект деятельности переходит к новому, другому целенаправленному поведению. Все многообразие предсказаний и прогнозов (у человека) можно четко подразделить на реализованные и нереализованные.