|

Диалектика как теория развития

Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.
Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Диалектика как учение о единстве противоположностей

"Диалектика - есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности,

  • при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга
  • почему ум человека не должен брать эти противоположности, -за мёртвое-застывшие, а за живое-условные, подвижные, превращающиеся одна в другую."

Диалектика как метод познания

По этому поводу К. Маркс писал: "Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее появление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь, после освобождения от мистической формы, а это-то как раз и отличает от мой метод. "
Идея как предмет философии впервые был рассмотрен
Платоном. Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всём многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными;есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи.
Критика Аристотеля идеи Платона: - "идеи Платона как самостоятельные сущности, отделённые от чувственно воспринимаемых вещей, не объясняют ни бытия идей, ни познания вещей".
Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое, в ЄAaтему, они обеспечивают дальнейшее движение познания, находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния.
Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность.
Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе дальнейшего развёртывания, проект будущего развития действительности.

  1. Метафизика. Философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития.
  2. Догматизм - возникает на основе метафизики. Он как метод предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму.
  3. Софистика-учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств. Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя недостаточность логического и семантического анализа.
  4. Эклектика - как метод предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни.

Общим между категориями и законами является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи. Взаимопроникновение противоположностей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях.