|

Наука Логики Энциклопедия Философских Наук том 1

ВВЕДЕНИЕ

Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов. Но если верно — а это, конечно, верно, — что человек отличается от животных мышлением, то все человеческое таково только потому, что оно произведено мышлением.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ

Логика есть наиболее трудная наука, поскольку она имеет дело не с созерцаниями и даже не с абстрактными чувственными представлениями (подобно геометрии), но с чистыми абстракциями, поэтому она требует способности и привычки углубляться в чистую мысль, фиксировать ее и свободно двигаться в ней.

А: ПЕРВОЕ ОТНОШЕНИЕ МЫСЛИ К ОБЪЕКТИВНОСТИ

Метафизика

Первым отношением мысли к объективности является наивный образ мышления, который, не сознавая еще противоположности мышления в себе самому себе, содержит веру, что посредством размышления познается истина и что она обнаруживает перед сознанием то, что объекты суть поистине.

В: ВТОРОЕ ОТНОШЕНИЕ МЫСЛИ К ОБЪЕКТИВНОСТИ

I. Эмпиризм

Потребность, с одной стороны, в конкретном содержа­нии в противовес абстрактным теориям рассудка, который своими собственными силами не в состоянии переходить от своих всеобщностей к обособлению и определению, и потребность, с другой стороны, в прочной опоре, которая исключала бы возможность все доказывать в области и по методу конечных определении, привели к эмпиризму, ко­торый, вместо того, чтобы искать истинное в самих мыслях, хочет черпать его из опыта, внешней и внутренней данности.

II. Критическая философия

Так как всеобщность и необходимость не имеют своего источ­ника в эмпирическом как таковом, то они принадлежат спонтанности мышления или, иными словами, они даны a priori . Определения мышления или понятия рассудка образуют объективность опытного познания. Они содержат в себе вообще отношения, и поэтому посредством их обра­зуются вообще синтетические суждения a priori (т. е. из­начальные отношения противоположностей).

С: ТРЕТЬЕ ОТНОШЕНИЕ МЫСЛИ К ОБЪЕКТИВНОСТИ

Непосредственное знание

Что это непосредственное знание знает — так это то, что бесконечное, вечное, бог, то, что есть в нашем представлении, также и существует, что в сознании непосредственно и неразрывно с этим представлением связана достоверность его бытия.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИКИ И ЕЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

Логическое по своей форме имеет три стороны: а) абстрактную, или рассудочную, b) диалектическую, или отрицательно-разумную, c) спекулятивную, или положительно-разумную. Эти три стороны не составляют трех частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т. е. всякого понятия или всего истинного вообще.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Бытие — это понятие только в себе; определения этого понятия суть сущие определения; в своем различии они суть другие по отношению друг к другу, и их дальнейшее определение (форма диалектического) есть переход в другое. Это дальнейшее определение есть одновременно обнаружение вовне и, следовательно, развертывание в себе сущего понятия и вместе с тем погружение бытия в себя (das Insichgehen), его углубление в самое себя.

А: КАЧЕСТВО

а. Бытие

Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределенная простая непосредственность, а первое начало не может быть чем-нибудь опосредствованным и определенным.

b. Наличное бытие

В становлении бытие как тождественное с ничто и ничто как тождественное с бытием суть лишь исчезающие моменты; благодаря своему внутреннему противоречию становление впадает (fallt) в единство, в котором оба момента сняты. Результат становления представляет собой, следовательно, наличное бытие.

с. Для-себя-бытие

Для-себя-бытие есть завершенное каче­ство и как таковое содержит в себе бытие и наличное бы­тие как свои идеальные моменты. Как бытие для-себя-бытие есть простое отношение с собой, а как наличное бы­тие оно определенно, но теперь эта определенность уже не есть более конечная определенность, нечто в его отли­чии от другого, но бесконечная определенность, содержа­щая в себе различие как снятое.
Ближайший пример для-себя-бытия имеем мы в «я».

В: КОЛИЧЕСТВО

а. Чистое количество

Количество (Quantitat) есть чистое бытие, в котором определенность положена уже не как тождественная с са­мим бытием, а как снятая, или безразличная.

b. Определенное количество

Определенное количество находит свое развитие и пол­ную определенность в числе, которое подобно своему эле­менту — единице (Eins) — содержит в себе как свои качест­венные моменты множество (Anzahl) со стороны момента дискретности и единство (Einheit) — со стороны момента непрерывности.

с. Степень

Примечание. Отличие непрерывных и дискретных ве­личин от экстенсивных и интенсивных состоит в том, что первые относятся к количеству вообще, а вторые — к гра­нице, или определенности количества, как таковой. Экстен­сивные и интенсивные величины также не суть два осо­бых вида, каждый из которых содержит в себе определен­ность, которой нет в другом. То, что есть экстенсивная величина, есть столь же и интенсивная величина, и на­оборот.

C: МЕРА

Мера как единство качества и количества есть, следовательно, вместе с тем завершенное бытие. Когда мы говорим о бытии, оно является сначала как что-то совершенно абстрактное и лишенное определений, но бытие существенно есть то, что состоит в самоопределении, и своей завершенной определенности бытие достигает в мере.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ

Сущность тем самым есть бытие как видимость (als Scheinen) в себе самой.

А:СУЩНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ

а. Чистые рефлективные определения
α) Тождество

Сущность светится в самой себе видимостью, или есть чистая рефлексия; таким образом, она есть лишь отношение с собой, но не как непосредственное отношение, а как рефлектированное, она есть тождество с собой.
Примечание. Это тождество есть формальное или рассудочное тождество постольку, поскольку его удерживают и абстрагируют от различия.

β) Различие

Сущность есть лишь чистое тождество и видимость в самой себе, поскольку она есть относящаяся с собой отрицательность и, следовательно, отталкивание себя от самой себя; она, следовательно, существенно содержит в себе определение различия.
Примечание. Инобытие здесь больше уже не есть качественное инобытие, определенность, граница, а, как находящееся в сущности, относящейся к самой себе, отрицание есть вместе с тем отношение, различие, положен-ность, опосредствованность.

γ) Основание

Основание есть единство тождества и различия, оно есть истина того, чем оказалось различие и тождество, рефлексия-в-самое-себя, которая есть столь же и рефлексия-в-другое, и наоборот. Оно есть сущность, положенная как тотальность.

b . Существование

Существование есть непосредственное единство рефлексии-в-самое-себя и рефлексии-в-другое. Оно есть поэтому неопределенное множество существующих как рефлектированных в самое себя и одновременно также видимых в другом...

с. Вещь

Вещь есть тотальность как положенное в едином развитие определений основания и существования. Со стороны одного из своих моментов — рефлексии-в-другое — она имеет в себе различия, благодаря которым она есть определенная и конкретная вещь.

В: ЯВЛЕНИЕ

Сущность должна являться... Видимость есть то определение, благодаря которому сущность есть не бытие, а сущность; развитая же видимость есть явление.

а. Мир явлений

Являющееся существует таким образом, что его устойчивость непосредственно снимается, и последняя есть лишь один из моментов самой формы. Форма содержит в самой себе устойчивость, или материю, как одно из своих определений. Являющееся, таким образом, имеет свое основание в материи как в своей сущности, в рефлексии-в-самое-себя, противоположной своей непосредственности, но тем самым являющееся имеет свое основание только в другой определенности формы.

b . Содержание и форма

Отношение явления с собой, таким образом, вполне определенно, имеет форму в самом себе, и так как оно обладает ею в этой тождественности, то оно обладает ею как существенной устойчивостью. Таким образом, форма есть содержание, а в своей развитой определенности она есть закон явлений.

с. Отношение

Явление, положенное таким образом, есть отношение, в котором одно и то же, содержание есть развитая форма, внешность и противоположность самостоятельных существований и их тождественное отношение, и только в этом тождественном отношении различные и суть то, что они суть.

С: ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Обнаружение действительного есть само действительное, так что оно в этом обнаружении также остается существенным и лишь постольку существенно, поскольку оно имеется в непосредственном внешнем существовании.

а. Субстанциальное отношение

Необходимое есть в самом себе абсолютное отношение, т. е. тот раскрытый нами (в предшествующих параграфах) процесс, в котором отношение также снимает себя и переводит в абсолютное тождество.
В своей непосредственной форме оно есть отношение субстанциальности и акциденталъности. Абсолютное тождество этого отношения с собой есть субстанция как таковая, которая как необходимость есть отрицательность этой формы внутреннего существования и, следовательно, полагает себя как действительность. Однако она точно так же есть отрицательность того внешнего существования, согласно которому действительность как непосредственное есть лишь нечто акциденталъное, благодаря одной лишь возможности переходящее в некоторую другую действительность. Этот переход есть субстанциальное тождество как деятельность формы

b . Причинное отношение

Субстанция есть причина, поскольку она, с одной стороны, в противоположность своему переходу в акцидентальность, рефлектирована в самое себя и, таким образом, есть изначальный предмет (ursprüngliche Sache)...

с. Взаимодействие

Действие отличается от причины; первое как таковое есть положенность. Но положенность есть одновременно и рефлексия-в-самое-себя, и непосредственность, и действование причины, полагание ее есть вместе с тем предполагание, поскольку мы крепко держимся отличия действия от причины. Тем самым дана, следовательно, другая субстанция, на которую направлено действие... Таким образом, причинность переходит в отношение взаимодействия.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ

Поступательное движение понятия не есть больше ни переход, ни видимость в другом, но есть развитие, так как различенное одновременно непосредственно положено как тождественное с другим и с целым и определенность положена как свободное бытие целостного понятия.

СУБЪЕКТИВНОЕ ПОНЯТИЕ

а. Понятие как таковое

Понятие как таковое содержит в себе: 1) момент всеобщности, как свободное равенство с самим собой в его определенности, 2) момент особенности, определенности, в которой всеобщее остается незамутненно равным самому себе, и 3) момент единичности, как рефлексию-в-са-мое-себя определенностей всеобщности и особенности, от-рицательное единство с собой, которое есть в-себе-и-для-себя-определенное и вместе с тем тождественное с собой, или всеобщее.

b. Суждение

Суждение есть понятие в его особенности, как различающее отношение своих моментов, которые положены как для себя сущие и вместе с тем тождественные с собой, а не друг с другом.

α) Качественное суждение

Непосредственное суждение есть суждение наличного бытия, есть субъект, положенный в некоей всеобщности как в своем предикате, который есть некое непосредственное и, следовательно, чувственное качество.

β) Рефлективное суждение

В существовании субъект уже более не непосредственно качествен, а находится в отношении и в связи с чем-то другим, с неким внешним миром. Всеобщность, следовательно, получила значение этой относительности (например: полезен, опасен; тяжесть, кислота, затем влечение и т. д.).

γ) Суждение необходимости

Суждение необходимости как тождество содержания в его различии:

σ) Суждение понятия

Суждение понятия имеет своим содержанием понятие, тотальность в простой форме, всеобщее в его совершенной определённости.