|

Логика Нового времени: Д. Дидро

Французский философ и просветитель Д. Дидро (1713-1784) считал, что логика — это наука "правильно мыслить или делать надлежащее употребление наших умственных способностей посредством определений, делений и размышлений". Назначение логики он видел в том, чтобы правильно связывать мысли для достижения истины. Д. Дидро называл логику органом истины, ключом к наукам и руководством для получения истинных знаний. Чтобы правильно мыслить, полагал он, необходимо:

  1. хорошо воспринимать;
  2. хорошо судить;
  3. хорошо рассуждать;
  4. методически связывать свои идеи.

Отсюда следует, что восприятие, суждение, рассуждение и метод являются основными элементами познания внешнего мира. По мнению Д. Дидро, анализ этих операций духа и составляет содержание логики.

Д. Дидро считал, что основными методами и руководящими в познании являются наблюдение и эксперимент, благодаря которым мышление может получить знания, если и не в полной мере достоверные, то вероятные. Он предлагает три способа изучения действительности:

  1. наблюдение природы;
  2. размышление;
  3. опыт.

В результате наблюдения собираются факты, размышление комбинирует их, на опыте проверяются результаты. Д. Дидро отмечает, что не всегда можно эмпирическим путем установить истину. Чтобы получить достоверное знание, опыт нужно соединить с мыслью. В ряде случаев, считает Д. Дидро, необходимо использовать синтез или гипотезу. По Д. Дидро, все умозаключения коренятся в природе, и мы только регистрируем известные из опыта явления и их взаимосвязи. В статьях "Логика", "Индукция", "Идея", "Мысль", "Рассуждение", опубликованных в организованной им "Энциклопедии...", Д. Дидро разрабатывает вопросы индукции, умозаключения, аналогии, раскрывает формы умозаключения, связь мышления и языка.