|

Принцип философской системы Гегеля

Творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831 гг.) по праву может быть названо вершиной немецкой классической философии. Весь обширный корпус его сочинений, среди которых наиболее заметными являются «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и «Философия права», представляет собой последовательное и подробное изложение его всеобъемлющей философской системы, охватывающей, пожалуй, все мыслимые области знания от логики через философию природы до философии истории, права, религии и истории самой философии.

Не берусь даже начинать пересказывать содержание этой колоссальной системы, однако в то краткое время, что мы можем себе позволить уделить Гегелю, вполне возможно изложить принцип его философии и затем на семинаре проиллюстрировать его конкретное воплощение в одном из характерных разделов его учения. При изложении принципа философии Гегеля, по сложившейся традиции, будем опираться на его Предисловие к «Феноменологии духа», а иллюстрацией на семинаре послужит развернутое Введение к «Лекциям по философии истории».

Исходной интенцией философской работы Гегеля выступало стремление преодолеть кантовский дуализм, проявлявшийся в различении доступных познанию явлений и непознаваемых вещей в себе, а также в разделении спекулятивного и практического разума, вследствие которого, то, что утверждалось в этике (постулаты о свободе воли, бессмертии души и бытии Бога), оказывалось невозможным утверждать в области познания как такового. Гегель полагал, что философская система, или, как он сам выражался, наука, не может считаться завершенной до тех пор, пока она не объяснит все существующее из одного принципа, показав, как он с необходимостью реализуется именно в этой, а не в какой-либо другой реальности.

Данное требование единства науки вытекает из понятия истины, которая есть «равенство знания с его предметом». Для разума, знать истину – значит «обладать в вещности только сознанием себя самого».
Мы уже не раз встречались с подобным пониманием истины, при котором истинная мысль – это та, которая полностью вмещает в себя свой предмет, не оставляя в нем никаких скрытых сторон. Поэтому, по выражению Гегеля, «цель знания там, где знанию нет необходимости выходить за пределы самого себя». Таков восходящий к Декарту рационалистический идеал полностью ясного и отчетливого мышления, не раздваивающегося в сомнении, совпадающего с самим собой.

Однако, если мысль достигает совпадения с самой собой, то еще может возникать вопрос о ее соответствии «бытию». Данный вопрос снимается в принимаемом Гегелем принципе тождества мышления и бытия. Как он пишет в «Философии права», «все действительное разумно, и все разумное - действительно». Положение о том, что бытие есть мысль, Гегель обосновывает в Предисловии к «Феноменологии духа», демонстрируя, что «мысль» и «бытие» означают одно и то же.

Чистая мысль, в которой нет ничего, кроме нее самой, представляет собой самосознание, которое есть соотнесенность с самим собой, «самость – относящееся к себе равенство и простота». А что же вещи, наличное бытие, предстающее как совокупность свойств, или качеств?

«Если я называю качество, – пишет Гегель – я называю простую определенность; качеством одно наличное бытие отличается от другого, или благодаря качеству оно есть некоторое наличное бытие. Оно есть для себя самого, т.е. оно существует благодаря этой простоте, опираясь на себя. Но вследствие этого оно по существу и есть мысль. Отсюда становится понятным, что бытие есть мышление <…>».

Итак, бытие и мысль суть одно и то же, ибо и то, и другое понимается через соотнесенность с самим собой: простоту, единство, или тождество. Значит, если принципом философии является тождество мышления и бытия, то, так сказать, первой нашей мыслью должна быть мысль о тождестве, о том, что существует, поскольку соотносится с самим собой, существует на своем собственном основании. Словом, вся реальность должна быть осмыслена исходя из понятия Абсолюта – субстанции, заключающей в себе единство всего сущего.

Но ведь, при построении всеобъемлющей философской системы, нам придется объяснить множественность, различия и изменения, которые на каждом шагу являет нам наличное бытие. Поэтому, дабы реализовать свое намерение создать философию тождества, объясняющую все из одного принципа, Гегелю надо, так сказать, ввести различие «внутрь» тождества. В свете этого надо уточнить наше представление о субстанции: она существует не в качестве простого тождества, а в качестве опосредствования, или опосредованности – соотнесенности с самим собой через свое иное. Субстанция – не простое единство, а целое, содержащее моменты своего бытия и небытия. Традиционно единство бытия и небытия понималось как становление. Значит, субстанция существует не как покоящийся Абсолют, а как Абсолют, движущийся в себе самом, проходящий процесс становления.

Движение субстанции по определению есть самодвижение, самоизменение. А то, что само себя движет, или изменяет, есть субъект. «Субстанция должна быть возвышена до Субъекта», – подчеркивает Гегель.

Наконец, если бытие есть мысль, то Абсолют есть мыслящий субъект, разумная субстанция, а самодвижение мысли есть ничто иное, как процесс самопознания. Значит, каждый предмет, которой бы ни возникал в нашем сознании, должен быть истолкован как момент в процессе самопознания разумной субстанции. Не мыслящие субъекты – простые люди с их обыденными представлениями или философы, создающие свои системы, – мыслят о мире, существующем, как вещь в себе, вне их сознаний, а Абсолют мыслит о самом себе, постепенно проявляясь для самого себя в сознаниях людей, которые со всем их содержанием представляют собой моменты самосознания Абсолюта. Не Гегель мыслит о мире, а мир мыслит о самом себе посредством мышления Гегеля.

Итак, реальность есть процесс самопознания Абсолюта. А процесс всякого познания есть, по-видимому, движение от незнания к знанию, постепенная актуализация мыслительной способности, в ходе которой приобретают ясность, конституируются предметы познания и одновременно мыслящий субъект осознает самого себя в качестве мыслящего. Иными словами, Абсолют содержит в себе идеальную возможность всех вещей, а весь мировой процесс состоит в том, что эта возможность находит свое осуществление в образованиях природы и духа.

Какие же стадии проходит это движение Абсолюта, представляющее собой его «опыт о себе самом»? По словам Гегеля, это «движение, в котором [1] непосредственное, не прошедшее через опыт, т.е. абстрактное, <…> [2] отчуждает себя, а затем [3] из этого отчуждения возвращается в себя, тем самым только теперь проявляется в своей действительности и истине, составляя также достояние сознания».

В своем логическом выражении эта триадичная схема представляет собой диалектическую последовательность: тезис – антитезис – синтез. Примечателен переход от антитезиса к синтезу. Он осуществляется посредством процедуры отрицания отрицания, или диалектического снятия, включающего в себя операции отрицания, сохранения и возвышения. Как в рассуждении о субстанции, приведенном выше, ее противоположные атрибуты: единство, тождество, (тезис) и множественность, различие, (антитезис) – снимаются в понятии целого. Целостность субстанции отрицает множество и различие (целое мыслится как одно, и одно и то же), сохраняет их же (поскольку целое есть совокупность определенного числа различных частей) и возвышает мысль на новую точку зрения, с которой удается помыслить позитивное (единство, тождество) и негативное (множество, различие) как одно. И, кстати сказать, поскольку противоположности удается объединить, то такая синтетическая мысль через отрицание отрицания опять оказывается на стороне единого, или всеобщего, а значит – позитивного, на стороне истины и бытия. Аналогично, в предшествующих рассуждениях о субстанции атрибутированное ей становление является диалектическим снятием заключенных в субстанции моментов ее собственного бытия и небытия.
Наглядной иллюстрацией диалектической схемы становления у Гегеля служит образ бутона, цветка и плода: «Бутон исчезает, когда распускается цветок, и мы спешим с выводом, что он опровергается цветком. Как и появление плода делает цветок ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако текучая природа заставляет их быть в то же время моментами органического единства, где они не только не противоречат друг другу, но один не менее необходим, чем другой, и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».
Итак, моменты становления Абсолюта – это бытие, небытие и диалектическое снятие того и другого, это способность мышления, мысль, проходящая через незнание, заблуждение и приходящая к истине. У Гегеля эти моменты раскрываются в следующих понятиях:
1. Идея-в-себе. Невозмутимое тождество субстанции с самой собой. Чистая мысль вне зависимости от ее содержания, способность мыслить. Дисциплина и раздел гегелевской системы, соответствующий этому моменту – логика.
2. Идея-в-ином. Субстанция в своем негативном аспекте, во множественности, различиях, частичности, конечности. Это мысль опредмеченная, имеющая множественное предметное наполнение, но еще не узнающая в этих предметах саму себя, от самой себя отчужденная. Предметный мир представляется как нечто принципиально отличное от мысли, некий материальный мир. Одним словом, идея-в-ином есть природа, изучаемая, соответственно, философией природы.
3. Идея-в-себе-и-для-себя. Субстанция, снявшая противоречие между мыслью и ее предметом, субъектом и объектом, осознавшая, что все сущее есть ее собственные проявления и тем самым пришедшая к мысли о всеобщем. Этот момент есть дух в собственном смысле этого слова – действительное самосознание. Носителем этого духа, как нетрудно догадаться, является человек, правда, не просто как индивид, а как индивид, в сознании которого воплощается всеобщее. Таким образом, гегелевская философия духа представляет собой науку обо всем, что относится к бытию человека, как индивидуальному, так и социальному. Говоря современным языком, мы отнесли бы к «философии духа» психологию, этику, теорию государства и права, историю, а также некую философию культуры. Если же обратиться непосредственно к Гегелю то его философия духа складывается из следующих дисциплин, каждая из которых соответствует определенной фигуре, определенному этапу, который проходит разумная субстанция, победно завершая опыт о самой себе.

Гегель Философия Духа